|
|
|
ПРОМАХ ПО ЛУЗЕ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
ПРОМАХ ПО ЛУЗЕ - неудачный прицельный удар по лузе. После промаха по лузе серия играющего заканчивается, однако штраф не налагается. |
|
|
ПРОМАХ ПО ШАРУ (ШАРАМ) |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
ПРОМАХ ПО ШАРУ (ШАРАМ) - неудачный удар, когда биток (1) не коснулся ни одного прицельного шара (русский бильярд) или (2) не коснулся (первым касанием) ОЧЕРЕДНОГО (ЛЕГАЛЬНОГО) шара (пул, снукер). За промах по шару налагается штраф, оговоренный правилами конкретных бильярдных игр. |
|
|
ПРОПИХ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
ПРОПИХ - запрещенный удар, при котором чрезмерно затягивается время соприкосновения наклейки кия с битком. До настоящего времени нет единой трактовки пропиха. В пуле пропих трактуется как ТОЛЧОК, при котором СОПРОВОЖДЕНИЕ битка затягивается несоразмерно УДАРНО-МАХОВОМУ ДВИЖЕНИЮ руки. В русском бильярде пропих трактуется как затягивание контакта наклейки кия с битком вплоть до его соударения с прицельным шаром. Правила снукера допускают и ту и другую трактовку. (См. правила игр.) |
|
|
ПРЯМОЙ УДАР (по лузе) |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
ПРЯМОЙ УДАР (по лузе) - прицельный лобовой удар в сторону лузы, когда биток, прицельный шар и центр лузы расположены на одной прямой. |
|
|
ПРЯМОЙ УДАР (по шару) |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
ПРЯМОЙ УДАР (по шару) - прямое попадание битка в прицельный шар по прямолинейной траектории без. предварительного касания бортов и других прицельных шаров (см. МАСКА). |
|
|
ПУЛ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
ПУЛ - разновидность лузного бильярда. Совокупность бильярдных игр на пуловском столе. К спортивному пулу относятся «Восьмерка», «Девятка» и «Прямой пул». |
|
|
ПУШ-АУТ («Девятка») |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
ПУШ-АУТ («Девятка») - перемещение битка без обязательного касания прицельных шаров или борта. Право на пуш-аут предоставляется только при игре в «Девятку» и только один раз в партии при выполнении удара непосредственно после правильного разбития (см. правила игр). |
|
|
РАЗМЕР УДАРА |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
РАЗМЕР УДАРА - путь, пройденный битком до полной остановки. Умение регулировать СИЛУ и, соответственно, размер удара лежит в основе КОНТРОЛЯ БИТКА. |
|
|
РАСКАТ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
РАСКАТ - способность бильярдного стола (игровой поверхности, сукна и бортов) сохранять приданное шарам поступательное движение - СКОЛЬЖЕНИЕ и ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ. |
|
|
РАСКРУТКА |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
РАСКРУТКА - приобретение скользящим битком попутного верхнего вращения за счет трения о сукно (см. также СКОЛЬЖЕНИЕ, ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ, ПРОБУКСОВКА).... |
|
|
РЕЗКА |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
РЕЗКА - смещение ТОЧКИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ в сторону от центра прицельного шара (см. «Основы техники»). Правильная резка - основа хорошей КЛАДКИ. В то же время от того, на какой резке играется прицельный шар, зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов. |
|
|
РЕЗКА В ПОЛШАРА |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
РЕЗКА В ПОЛШАРА - резка, при которой ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ сдвинута на полшара в сторону от центра прицельного шара. |
|
|
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР - правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу и (или) набором очков (см. правила игр). |
|
|
РУССКИЙ БИЛЬЯРД |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
РУССКИЙ БИЛЬЯРД - разновидность лузного бильярда. Совокупность лузных бильярдных игр на русском бильярдном столе с большими шарами и строгими лузами. К спортивному русскому бильярду относятся: «Русская пирамида», «Московская пирамида» и «Американка» («Свободная пирамида»). В последнее время на международной арене в качестве синонима русского бильярда используется термин «Пирамида». |
|
|
СБОРНЫЙ КИЙ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
СБОРНЫЙ КИЙ - кий, состоящий из нескольких (как правило, двух) частей, скрепленных между собой с помощью винтового соединения. |
|
|
СЕКТОР |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
СЕКТОР (снукер) - полукруг, описанный в сторону БАЛКИ, с центром посередине ЛИНИИ БАЛКИ и радиусом 1/6 ширины игровой поверхности. |
|
|
СЕРИЯ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
СЕРИЯ - последовательность РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ УДАРОВ одного и того же игрока в одном и том же ИГРОВОМ ПОДХОДЕ. |
|
|
СИЛА УДАРА |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
СИЛА УДАРА - приданная битку начальная энергия и импульс движения. При прочих равных условиях (один и тот же биток, один и тот же кий, одна и та же техника ударно-махового движения) сила удара определяется конечной скоростью разгона кия к моменту столкновения наклейки с битком. От силы удара во многом зависит траектория движения битка после соударения с прицельным шаром или бортом. Сила определяет и РАЗМЕР УДАРА, что лежит в основе выполнения многих ударов с ВЫХОДОМ (см. «Основы техники») и вообще всех приемов КОНТРОЛЯ БИТКА. |
|
|
СКАТ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
СКАТ (русский бильярд) - сыгрывание битка в лузу тихим и умеренным естественным накатом на резке в полшара и тоньше (см. также ПРОКАТ). В последнем случае употребляют словосочетание тонкий скат. В отличие от начинающих мастера применяют тонкий скат крайне редко, предпочитая играть на прокате с обратным винтом. На резке в полшара скат и прокат совпадают. |
|
|
СКОЛЬЖЕНИЕ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
СКОЛЬЖЕНИЕ - поступательное движение битка с проскальзыванием нижней точки по игровой поверхности стола (то есть скорость точки соприкосновения битка с сукном не равна нулю). В отличие от ЕСТЕСТВЕННОГО КАЧЕНИЯ (см.) при скольжении нарушается естественное равновесие между поступательным движением и вращением. Если равновесие сдвинуто в сторону поступательного движения, начинается РАСКРУТКА, если в сторону вращения - ПРОБУКСОВКА И в том и в другом случае трение о сукно стремится восстановить равновесие и перевести любое скользящее движение в естественное качение. |
|
|
СКОЛЬЗЯЩИЙ УДАР |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
СКОЛЬЗЯЩИЙ УДАР - удар с сохранением СКОЛЬЖЕНИЯ битка по сукну вплоть до соударения с прицельным шаром. К скользящим ударам относятся, в частности, СКОЛЬЗЯЩИЙ НАКАТ, ПЛОСКИЙ УДАР и ОТТЯЖКА. |
|
|
СОПРОВОЖДЕНИЕ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
СОПРОВОЖДЕНИЕ - завершающий этап УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ СТОРОЖ «Русская пирамида». Постановка, сторожа с маскировкой битка за шарами |
|
|
СТОРОЖ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
СТОРОЖ - наигранный, но замаскированный прицельный шар, расположенный в непосредственной близости от лузы. Постановка одновременно сторожа и МАСКИ характерна для многих лузных бильярдных игр и является очень эффективным приемом ведения ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ |
|
|
СЫГРЫВАНИЕ БИТКА (русский бильярд) |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
СЫГРЫВАНИЕ БИТКА (русский бильярд) - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром падает в лузу. В отличие от пула, снукера, а также «Русской пирамиды», где падение в лузу битка рассматривается как нарушение, при игре в «Московскую пирамиду» и «Американку» («Свободную пирамиду») сыгрывание битка является результативным ударом. В «Московской пирамиде» сыгрывание битка, как правило, сочетают с отыгрышем (см. УДАР ПО ОТЫГРЫШУ), когда биток либо падает, либо останавливается у створа лузы. При этом используется весь арсенал технических приемов КОНТРОЛЯ и УПРАВЛЕНИЯ БИТКОМ - НАКАТ, ПЛОСКИЙ УДАР, ОТТЯЖКА, БОКОВИК, ВОЛЧОК, СКАТ, ПРОКАТ и многое другое. Единых рекомендаций на этот счет не существует. Все зависит от позиции и взаимного расположения шаров. В «Американке» («Свободной пирамиде») чаще всего используют СКОЛЬЗЯЩИЙ НАКАТ с ОБРАТНЫМ ВИНТОМ. Силу удара при этом рассчитывают так, чтобы траектория («дуга») заворачивала в лузу. |
|
|
ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ - воображаемое положение центра битка в момент соударения с прицельным шаром (см. также ЛИНИЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ). |
|
|
ТОЧКА СОУДАРЕНИЯ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
ТОЧКА СОУДАРЕНИЯ - точка соприкосновения битка с прицельным шаром в момент соударения (см. «Основы техники»). |
|
|
ТОЧНОСТЬ УДАРА |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
ТОЧНОСТЬ УДАРА - придание битку движения в строго заданном направлении. Точность удара обеспечивается как тщательной подготовкой к удару - правильным ПРИЦЕЛОМ, устойчивой ИГРОВОЙ СТОЙКОЙ, надежным КИСТЕВЫМ УПОРОМ и легким хватом, так и самим УДАРНО-МАХОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ (см. «Основы техники»). При этом наряду с плавным разгоном кия строго вдоль ЛИНИИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ важно обеспечить устойчивое направление сопровождения кия на завершающем этапе ударно-махового движения вплоть до отделения битка от наклейки. |
|
|
ТРЕУГОЛЬНИК |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
ТРЕУГОЛЬНИК - бильярдная принадлежность, используемая для расстановки шаров во многих лузных бильярдных играх. |
|
|
УГОЛ ОТКАТА |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УГОЛ ОТКАТА - угол между линией прицеливания (в направлении от точки прицеливания назад к центру битка) и направлением ОТКАТА. При лобовой оттяжке угол отката равен нулю. |
|
|
УГОЛ ОТРАЖЕНИЯ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УГОЛ ОТРАЖЕНИЯ (от борта) - угол между перпендикуляром к борту и направлением движения отраженного шара(см. рис. 1). |
|
|
УГОЛ ПРОКАТКИ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УГОЛ ПРОКАТКИ - угол между линией прицеливания (в направлении от центра битка вперед к точке прицеливания) и направлением ПРОКАТКИ. Для ЕСТЕСТВЕННОГО НАКАТА характерны ЕСТЕСТВЕННЫЕ УГЛЫ ПРОКАТКИ. Наибольший естественный угол прокатки (34 градуса) достигается на РЕЗКЕ В ПОЛШАРА. |
|
|
УГОЛ РАСХОЖДЕНИЯ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УГОЛ РАСХОЖДЕНИЯ - угол между направлением движения прицельного шара и направлением движения битка после соударения. При ПЛОСКОМ УДАРЕ угол расхождения (угол резки плюс угол скольжения) всегда равен 90 градусам (см. ПРАВИЛО ПЛОСКОГО СОУДАРЕНИЯ). При ЕСТЕСТВЕННОМ НАКАТЕ максимальный угол расхождения (угол резки плюс естественный угол прокатки) равен 64 градусам и достигается на РЕЗКЕ В ПОЛШАРА |
|
|
УГОЛ РЕЗКИ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УГОЛ РЕЗКИ - угол между линией прицеливания (в направлении движения битка) и приданным направлением движения прицельного шара (см. рис. 39). При ЛОБОВОМ УДАРЕ угол резки равен нулю. На РЕЗКЕ В ПОЛШАРА - 30 градусов. На ПРЕДЕЛЬНОЙ РЕЗКЕ - почти 90 градусов. |
|
|
УГОЛ СКОЛЬЖЕНИЯ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УГОЛ СКОЛЬЖЕНИЯ - угол между ЛИНИЕЙ ПРИЦЕЛИВАНИЯ и ЛИНИЕЙ СКОЛЬЖЕНИЯ (см. рис. 29). Его можно трактовать также и как угол между направлением движения битка до соударения и направлением отскока. Этим часто пользуются в русском бильярде при сыгрывании битка в лузу. (См. также ОТСКОК, ОСТАТОЧНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ.) |
|
|
УДАР (в бильярде) |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УДАР (в бильярде) - к сожалению, весьма расплывчатый и многозначный, но глубоко укоренившийся и устоявшийся бильярдный термин, под которым понимают как само столкновение кия с битком, так и предшествующее ему маховое движение руки, а также все то, что происходит вследствие этого на игровой поверхности стола. Таким образом, точный смысл, который вкладывают в слово «удар», можно выявить только из контекста. Вот несколько основных значений этого термина: 1) удар = ударно-маховое движение (см. ПОСТАНОВКА УДАРА ЖЕСТКИЙ УДАР, МЯГКИЙ УДАР); 2) удар = столкновение кия с битком (см. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УДАР, ДЕЦЕНТРИРО-ВАННЫЙ УДАР, КИКС, НАЧАЛО УДАРА); 3) удар = столкновение битка с прицельным шаром (см. ЛОБ ОВОЙ УДАР, УДАР НА РЕЗКЕ, УДАР В РАЗРЕЗ); 4) удар = возникшее в результате столкновения кия с битком движение шаров по игровой поверхности стола вплоть до их полной остановки, падения в лузу или выскакивания за борт (см. ЗАВЕРШЕНИЕ УДАРА, РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР); 5) удар = технический прием (см. ПЛОСКИЙ УДАР, ОТТЯЖКА, КАРАМБОЛЬ и др.); 6) удар = тактический прием (см. ПОЗИЦИОННЫЙ УДАР, УДАР ПО ОТЫГРЫШУ, ВЫХОД, ПОД-БИВКА и др.). УДАР ВРАЗРЕЗ - одновременное касание битком двух прицельных шаров. Правилами пула допускается удар вразрез по ОЧЕРЕДНОМУ (ЛЕГАЛЬНОМУ) и не очередному шару. УДАР НА ПРЕДЕЛЬНОЙ РЕЗКЕ - удар на чрезвычайно тонкой РЕЗКЕ, когда биток едва касается прицельного шара. |
|
|
УДАР ОТ БОРТА (БОРТОВ) |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УДАР ОТ БОРТА (БОРТОВ) - удар, при котором биток вначале ударяется о борт, а затем в прицельный шар. В пуле и снукере этот удар используется главным образом в случаях, когда невозможен ПРЯМОЙ УДАР по очередному прицельному шару, то есть когда поставлена МАСКА. При выполнении удара от бортов рекомендуется пользоваться БРИЛЛИАНТОВОЙ СИСТЕМОЙ. В русском бильярде удар от борта (называемый также «абриколь») используется при СЫГРЫВАНИИ БИТКА в некоторых позициях, когда сыграть напрямую невозможно, а также при отыгрыше. Для изменения УГЛА ОТРАЖЕНИЯ от борта используют БЕГУЩИЙ и ОБРАТНЫЙ ВИНТ, а также регулируют силу удара с учетом БОРТОВОГО ЭФФЕКТА |
|
|
УДАР ОТ ШАРА (ШАРОВ) |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УДАР ОТ ШАРА (ШАРОВ) - разновидность КОМБИНАЦИОННОГО УДАРА когда биток направляет прицельный шар в лузу после соударения с другим прицельным шаром (см. также КАРАМБОЛЬ). |
|
|
УДАР ПО ОТЫГРЫШУ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УДАР ПО ОТЫГРЫШУ (русский бильярд) - один из основных приемов игры в русском бильярде, когда игрок, не будучи уверенным в результате удара, сочетает прицельный удар по лузе с отыгрышем. В случае падения шара в лузу он продолжает игру, в случае промаха удар переходит к сопернику. На ударах по отыгрышу практически целиком строится игра в «Московскую пирамиду». Этот прием часто используют в «Русской пирамиде», реже - в «Американке» («Свободной пирамиде»). |
|
|
УДАР ПО ОТЫГРЫШУ (пул) |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УДАР ПО ОТЫГРЫШУ (пул) - тактический прием позиционной игры в некоторых пуловских играх, например в «Восьмерке», когда игрок, объявив ОТЫГРЫШ (по правилам пула!), забивает прицельный шар и передает удар сопернику в невыгодной для него позиции. |
|
|
УДАР С РУКИ (пул) |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УДАР С РУКИ (пул) - нанесение удара битком с любого места на игровой поверхности стола по любому прицельному шару после нарушения соперником правил игры. |
|
|
УДАР С РУКИ ИЗ ДОМА |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УДАР С РУКИ ИЗ ДОМА — нанесение удара битком с любого места в доме по шарам, расположенным вне дома (см. правила игр). |
|
|
УДАР С РУКИ ИЗ СЕКТОРА |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УДАР С РУКИ ИЗ СЕКТОРА (снукер) - нанесение удара битком с любого места в СЕКТОРЕ, включая его границу, по любому очередному шару. |
|
|
УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ - скоординированное во времени и пространстве движение руки (плеча, предплечья и кисти) при выполнении технически правильного удара по битку (см. «Основы техники»). Представляя собой целостное движение, оно, однако, складывается из трех взаимосвязанных этапов: разгон, хлест и сопровождение. На этапе РАЗГОНА рука сообщает кию поступательное движение вперед, разгоняет его до необходимой скорости, придает ему необходимую кинетическую энергию. На этапе ХЛЕСТА разогнанный кий входит в соприкосновение с неподвижным битком. Хлест обеспечивает амортизацию отдачи и плавный переход от разгона кия к разгону битка (мягкость удара). На этапе СОПРОВОЖДЕНИЯ происходит разгон битка до заданной скорости, придание ему заданного движения. Именно к этому сводится вся предшествующая подготовка к удару и само ударно-маховое движение в целом. |
|
|
УПРАВЛЕНИЕ БИТКОМ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УПРАВЛЕНИЕ БИТКОМ - совокупность технических приемов, позволяющих изменить траекторию, направление и характер движения битка до или после соударения с прицельным шаром или бортом. В сочетании с КОНТРОЛЕМ битка составляет основу ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. |
|
|
УПРУГИЙ БОРТ |
АЗБУКА СОВРЕМЕННОГО БИЛЬЯРДА |
|
|
УПРУГИЙ БОРТ - покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне бортов (поручней). Упругие борта образуют периметр игровой поверхности стола. |
|
|
|
|